Раз уж взялись за исправление имён, как завещал великий Конфуций, то разберём пример попроще, нежели всякие моральные категории. У син. Величайшая ошибка называть их пятью (перво)элементами! Им в русле традиции не приписывалось ни такого значения, ни такого смысла! Итак, пойдём, как всегда, издалека и взглянем на древние формы, на самые первые фиксации на костях идеи, которую передаёт второй из этой пары иероглиф. С первым всё ясно - просто цифра пять.
Второй иероглиф - изображает перекрёсток на дороге. Но, в других формах знак изображает шаг (след стопы) правой и левой ног. Кстати и в современном языке есть два иероглифа - 彳и 亍, шаг, соответственно левой и правой ногами. Тут ещё отмечу, то расположение пяти движений по пентаграмме - очень позднее, традиционное - крестом, перекрёстком (как выглядит и иероглиф), где почва в центре, огонь - наверху, вода - внизу, дерево - слева, металл - справа.
Как видим - это идея движения! Другая идея - перекрёсток как место, где это движение перераспределяют по дорогам. Поэтому ещё этот иероглиф обозначает ряды, колонны (в таблице), отрасли промышленности, например, только в таком значении он читается не син, а хан (банк - 銀行 (инь хан), серебряная отрасль, серебряные деньги в Китае были в большем ходу, нежели золотые), то есть некий классификационный ряд.
Поэтому 五行 ну никак не пять (перво)элементов. Это полнейшая чушь! Как лингвистически, так и концептуально! В китайской космогонии есть только одна первосубстанция - это ци 氣, он разряжась образует пустоту, а сгущаясь предметы. И её движения разными способами и описывают 五行. Но это философское осмысление, а по жизни - 氣 это состояние воздуха, атмосферы, погоды, которая меняясь разными типами и даёт нам понимание о времени года. О ци подробнее тут есть.
Называть 五行 пятью (перво)элементами стали по кальке с западно-греческими первоэлементами, которые полагались как неделимые составляющие нашего мира. То есть подошли с прокрустовым ложем нашего сознания, взрощенного на ниве греко-иудейской культуры к китайскому миропониманию. И нашли там тоже пять первоэлементов. То, чего там и в помине не было.
Я не говорю, что китайская или наша картина мира - правильная. Обе имеют место быть, просто нельзя одну мерить другой, они разные, они друг друга дополняют и не сводятся к друг другу.
И так эти пять первоэлементов закрепились, что уже про это понаписали массу трудов, понавыдумывали массу алхимий и прочего обмана.
НЕТ НИКАКИХ ПЯТИ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ, это сущая безграмотность и непонимание явления! Речь идёт не о статике, а о динамике, не о субстанции, а о функции!
И главное - думать надо своей головой, а не социальными стереотипами!
Извините за резкость, но, полагаю, на пользу!
Ошибки в дороге допускает только идущий, стой на месте - и не споткнёшься о камни. Поэтому пойдём осмотрительно дальше!
Это ведь никакая не новая идея, наоборот, старая. И до смешного очевидная. Как говорил Лао цзы:
吾言甚易知,甚易行。天下莫能知,莫能行。言有宗,事有君。夫唯無知,是以不我知。知我者希,則我者貴。是以聖人被褐懷玉。
Мои слова очень легко понять и легко осуществить. Но никто в мире не может их понять и осуществить. У слов есть предок (происхождение), в делах есть главное. Но никто не знает [этого], поэтому не знают и меня. Знающих меня - мало, поэтому [знающие] меня - дороги. Поэтому мудрый человек одевается в сермягу, а за пазухой прячет нефрит. (если что, перевод - мой)
11 Comments
Что такое "у син"
Опубликовано пользователем the_pupil
Егор, правильно ли я понял, что "у син" не пять элементов, а пять действий (направлений действий)? Тогда что такое (в данном контексте) вода, дерево, огонь, металл и земля?
У син - пять движений или
Опубликовано пользователем Laoegor
У син - пять движений или пять шагов. Вода, дерево и прочее - символы типа движения. Огонь - горит и поднимается вверх, вода стекает вниз, земля - центр движения и т.д. Наглядные символы.
У син
Опубликовано пользователем the_pupil
Спасибо. Неожиданно понял - если "Вода, дерево и прочее - символы типа движения", наверное и упражнения "большое дерево" и другие это символы (образы), а не реальные дерево, дракон и т.д. И не получаются упражнения (не дают полного эффекта) именно из-за того, что представляем себя реальным деревом, а не образом соединяющим небо и землю.
Блестяще! Именно так!
Опубликовано пользователем Laoegor
Блестяще!
Именно так!
Откуда тогда вообще появились стихии?
Опубликовано пользователем Yulia
Если у син - это пять движений или шагов, то откуда взялись стихии? Какой термин для них? Ведь в самом иероглифе у син, если я правильно поняла, их нет.
Админ сайта
στοιχεῖον
Опубликовано пользователем Laoegor
Насчёт стихий подбросили цитату:
stoicheion - др. греч. элемент, стихия. "Steichö значит "иду", "шагаю". Stichos значит "ряд", "линия". Stichaomai – "движусь в плотном ряду", "друг с другом". Слово stoicheion значит "шаг", "сдвиг", что-нибудь раздельное, идущее в одном ряду (буквы в алфавите, деревья в лесу или саду, солдаты в шеренге). Старославянское "стезя" тоже указывает на путь, движение в определенном направлении. Сюда же относятся немецкое Steig, Steg, steigen. Слово "штанга", заимствованное из немецкого языка, обозначает "стержень", "шест", "жердь", "полосу", спортивную "штангу". Везде здесь имеется в виду некоторого рода сдвиг или движение, которое заключает в себе, с одной стороны, известного рода процесс, с другой же стороны – первоначальные достижения и результат этого процесса, который может и продолжаться дальше, и оставаться на месте." (А.Ф. Лосев, История античной эстетики)
Так что стихии можно реабилитировать, но, тем не менее, лучше избегать употребления "пяти стихий", так как не все в курсе, что такое стихии. Лучше стараться максимально говорить по-русски.
Да, пять шагов или пять
Опубликовано пользователем Yulia
Да, пять шагов или пять движений мне тоже нравится. Хотя если у син постоянно ассоциируется с пятью символами движений (вода, воздух и т.д.), то, может, перевели 5 стихий из соображений запоминанания. Пожертвовали смыслом ради мнемоники
Админ сайта
Жертва оказалась не
Опубликовано пользователем Laoegor
Жертва оказалась не бескровной.
То есть усин точно также
Опубликовано пользователем mnemonik
То есть усин точно также описывает движения ци в теле человека. Но насколько важную роль оно играет в данном случае в практике? И какой аспект является рулевым при практике в данном случае - сознание, направляющее ци в определенные направления с помощью определенных образов? Или это форма, дыхание также?
"И не получаются упражнения (не дают полного эффекта) именно из-за того, что представляем себя реальным деревом, а не образом соединяющим небо и землю."
Вот это интересно. Но если уточнить, что является образом соединения неба и земли? Представления себя движущимся вверх и вниз (соединяющим небо и землю), активирует движение ци (вверх-вниз)? Или я чего то не понимаю.
А какой тип движения у
Опубликовано пользователем laviniya (не проверено)
А какой тип движения у металла? и почему в некоторых трактовках металл а в некоторых воздух?
В китайской схеме у-син есть
Опубликовано пользователем Laoegor
В китайской схеме у-син есть только металл, в других пятичленных схемах бывает воздух, но не в классической китайской.
Тип движения металла - структура и ковкость, изменение и поддержание формы.