Раз уж взялись за исправление имён, как завещал великий Конфуций, то разберём пример попроще, нежели всякие моральные категории. У син. Величайшая ошибка называть их пятью (перво)элементами! Им в русле традиции не приписывалось ни такого значения, ни такого смысла! Итак, пойдём, как всегда, издалека и взглянем на древние формы, на самые первые фиксации на костях идеи, которую передаёт второй из этой пары иероглиф. С первым всё ясно - просто цифра пять.
Второй иероглиф - изображает перекрёсток на дороге. Но, в других формах знак изображает шаг (след стопы) правой и левой ног. Кстати и в современном языке есть два иероглифа - 彳и 亍, шаг, соответственно левой и правой ногами. Тут ещё отмечу, то расположение пяти движений по пентаграмме - очень позднее, традиционное - крестом, перекрёстком (как выглядит и иероглиф), где почва в центре, огонь - наверху, вода - внизу, дерево - слева, металл - справа.
Как видим - это идея движения! Другая идея - перекрёсток как место, где это движение перераспределяют по дорогам. Поэтому ещё этот иероглиф обозначает ряды, колонны (в таблице), отрасли промышленности, например, только в таком значении он читается не син, а хан (банк - 銀行 (инь хан), серебряная отрасль, серебряные деньги в Китае были в большем ходу, нежели золотые), то есть некий классификационный ряд.
Поэтому 五行 ну никак не пять (перво)элементов. Это полнейшая чушь! Как лингвистически, так и концептуально! В китайской космогонии есть только одна первосубстанция - это ци 氣, он разряжась образует пустоту, а сгущаясь предметы. И её движения разными способами и описывают 五行. Но это философское осмысление, а по жизни - 氣 это состояние воздуха, атмосферы, погоды, которая меняясь разными типами и даёт нам понимание о времени года. О ци подробнее тут есть.
Называть 五行 пятью (перво)элементами стали по кальке с западно-греческими первоэлементами, которые полагались как неделимые составляющие нашего мира. То есть подошли с прокрустовым ложем нашего сознания, взрощенного на ниве греко-иудейской культуры к китайскому миропониманию. И нашли там тоже пять первоэлементов. То, чего там и в помине не было.
Я не говорю, что китайская или наша картина мира - правильная. Обе имеют место быть, просто нельзя одну мерить другой, они разные, они друг друга дополняют и не сводятся к друг другу.
И так эти пять первоэлементов закрепились, что уже про это понаписали массу трудов, понавыдумывали массу алхимий и прочего обмана.
НЕТ НИКАКИХ ПЯТИ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ, это сущая безграмотность и непонимание явления! Речь идёт не о статике, а о динамике, не о субстанции, а о функции!
И главное - думать надо своей головой, а не социальными стереотипами!
Извините за резкость, но, полагаю, на пользу!
Ошибки в дороге допускает только идущий, стой на месте - и не споткнёшься о камни. Поэтому пойдём осмотрительно дальше!
Это ведь никакая не новая идея, наоборот, старая. И до смешного очевидная. Как говорил Лао цзы:
吾言甚易知,甚易行。天下莫能知,莫能行。言有宗,事有君。夫唯無知,是以不我知。知我者希,則我者貴。是以聖人被褐懷玉。
Мои слова очень легко понять и легко осуществить. Но никто в мире не может их понять и осуществить. У слов есть предок (происхождение), в делах есть главное. Но никто не знает [этого], поэтому не знают и меня. Знающих меня - мало, поэтому [знающие] меня - дороги. Поэтому мудрый человек одевается в сермягу, а за пазухой прячет нефрит. (если что, перевод - мой)
11 Comments
Что такое "у син"
Опубликовано пользователем the_pupil
Егор, правильно ли я понял, что "у син" не пять элементов, а пять действий (направлений действий)? Тогда что такое (в данном контексте) вода, дерево, огонь, металл и земля?
У син - пять движений или
Опубликовано пользователем Laoegor
У син - пять движений или пять шагов. Вода, дерево и прочее - символы типа движения. Огонь - горит и поднимается вверх, вода стекает вниз, земля - центр движения и т.д. Наглядные символы.
У син
Опубликовано пользователем the_pupil
Спасибо. Неожиданно понял - если "Вода, дерево и прочее - символы типа движения", наверное и упражнения "большое дерево" и другие это символы (образы), а не реальные дерево, дракон и т.д. И не получаются упражнения (не дают полного эффекта) именно из-за того, что представляем себя реальным деревом, а не образом соединяющим небо и землю.
Блестяще! Именно так!
Опубликовано пользователем Laoegor
Блестяще!
Именно так!
Откуда тогда вообще появились стихии?
Опубликовано пользователем Yulia
Если у син - это пять движений или шагов, то откуда взялись стихии? Какой термин для них? Ведь в самом иероглифе у син, если я правильно поняла, их нет.
Админ сайта
στοιχεῖον
Опубликовано пользователем Laoegor
Насчёт стихий подбросили цитату:
stoicheion - др. греч. элемент, стихия. "Steichö значит "иду", "шагаю". Stichos значит "ряд", "линия". Stichaomai – "движусь в плотном ряду", "друг с другом". Слово stoicheion значит "шаг", "сдвиг", что-нибудь раздельное, идущее в одном ряду (буквы в алфавите, деревья в лесу или саду, солдаты в шеренге). Старославянское "стезя" тоже указывает на путь, движение в определенном направлении. Сюда же относятся немецкое Steig, Steg, steigen. Слово "штанга", заимствованное из немецкого языка, обозначает "стержень", "шест", "жердь", "полосу", спортивную "штангу". Везде здесь имеется в виду некоторого рода сдвиг или движение, которое заключает в себе, с одной стороны, известного рода процесс, с другой же стороны – первоначальные достижения и результат этого процесса, который может и продолжаться дальше, и оставаться на месте." (А.Ф. Лосев, История античной эстетики)
Так что стихии можно реабилитировать, но, тем не менее, лучше избегать употребления "пяти стихий", так как не все в курсе, что такое стихии. Лучше стараться максимально говорить по-русски.
Да, пять шагов или пять
Опубликовано пользователем Yulia
Да, пять шагов или пять движений мне тоже нравится. Хотя если у син постоянно ассоциируется с пятью символами движений (вода, воздух и т.д.), то, может, перевели 5 стихий из соображений запоминанания. Пожертвовали смыслом ради мнемоники![smiley smiley](http://moonreflection.ru/sites/all/modules/ckeditor/ckeditor/plugins/smiley/images/regular_smile.gif)
Админ сайта
Жертва оказалась не
Опубликовано пользователем Laoegor
Жертва оказалась не бескровной.
То есть усин точно также
Опубликовано пользователем mnemonik
То есть усин точно также описывает движения ци в теле человека. Но насколько важную роль оно играет в данном случае в практике? И какой аспект является рулевым при практике в данном случае - сознание, направляющее ци в определенные направления с помощью определенных образов? Или это форма, дыхание также?
"И не получаются упражнения (не дают полного эффекта) именно из-за того, что представляем себя реальным деревом, а не образом соединяющим небо и землю."
Вот это интересно. Но если уточнить, что является образом соединения неба и земли? Представления себя движущимся вверх и вниз (соединяющим небо и землю), активирует движение ци (вверх-вниз)? Или я чего то не понимаю.
А какой тип движения у
Опубликовано пользователем laviniya (не проверено)
А какой тип движения у металла? и почему в некоторых трактовках металл а в некоторых воздух?
В китайской схеме у-син есть
Опубликовано пользователем Laoegor
В китайской схеме у-син есть только металл, в других пятичленных схемах бывает воздух, но не в классической китайской.
Тип движения металла - структура и ковкость, изменение и поддержание формы.