Ба-гуа чжан линии Ши: некоторые моменты анализа позы

Примечание: все иероглифы приводятся в дореформенном варианте написания, транскрипция дается в соответствии с принятой в России системой Палладия. Все китайские тексты этой статьи переведены автором.

Историческая справка

Ба-гуа чжан (八卦掌кит. «ладонь восьми триграмм») — одно из самых молодых традиционных боевых искусств Китая.

Согласно устной традиции имя основателя ба-гуа чжан не известно,  и это боевое искусство закрыто передавалось в среде даосов, однако, в 19-ом веке один из них на горе Цзю хуа шань [九華山] передал свои умения Дун Хай-чуаню [懂海川] (1797-1882), которого сегодня и считают основателем ба-гуа чжан. По другой версии — Дун Хай-чуань, будучи уже мастером боевых искусств собирал разрозненные знания в народной среде, которые подверг тщательному анализу, а затем синтезу и создал интегральную систему, отсеяв всё лишнее, а историю о том, что корни этой боевой системы лежат в даосской среде создали позже для легитимизации данного вида боевого искусства.

Позже Дун Хай-чуань обучал в Пекине желающих и славился как непобедимый боец. Поскольку он служил в императорском дворце, Дун Хай-чуань был евнухом, и после него детей не осталось. Жил он у своего ученика Ши Цзи-дуна [史繼棟] (1837-1909), фамилией которого и называется линия Ши багуа чжан. Помимо Ши Цзи-дуна у Дун Хай-чуаня были и другие талантливые ученики, каждый из которых основал свою линию (Лян Чжэн-пу, Чэн Тин-хуа, Инь Фу и др.), так как каждому Дун Хай-чуань передавал искусство согласуясь с наклонностями учеников.

У Ши Цзи-дуна одним из учеников был Ян Жун-бэнь [楊榮本] (1873-?), который затем стал буддистским монахом (монашеское имя: Фу Юань или «Источник счастья» [福源]), но, согласно передаваемой в школе устной традиции, не для того, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а чтобы вдали от суеты мирских дел изучать ба-гуа чжан. Где-то в 40-х годах XX века он ушёл из монастыря и о его судьбе ничего более не известно, сам же монастырь впоследствии был разрушен (располагался в провинции Цзянсу江蘇, рядом с городом Исин 宜興, где делают знаменитые глиняные чайники). У него обучались Ди Чжао-лун [狄兆龍] (1909.08.16 – 2002.02.26) и Ван Юн-чан [王永昌], которые одно время жили вместе с ним в монастыре 3 года, посвящая много времени тренировкам. У Ди Чжао-луна (по профессии – 正骨, костоправ) было много учеников, он много показывал и преподавал, но давал мало объяснений, Ван Юн-чан же обучал немногих, но каждому подробно объяснял суть искусства. У этих обоих мастеров обучался Лю Го-лян [劉國良] (1945 г.р.), у которого посчастливилось обучаться нам во время проживания в Китае в связи с четырёхлетним прохождением аспирантуры в Университете Традиционной Китайской Медицины г. Нанкин. Поскольку Лю Го-лян проживает не в Нанкине, а в маленьком городке Лиян, то мы старались ездить к нему на каждые выходные дни и во время каникул, а по возвращении в Нанкин тренировались самостоятельно, благо на тот момент за плечами уже был опыт изучения китайских боевых искусств.

Лю Го-лян во время визита в Россию

Лю Го-лян с российскими учениками Юлией Тантлевской
и Егором Лобусовым в г. Лиян

Введение

Ба-гуа чжан — боевое искусство, и в нём есть масса изучаемых разделов: одиночные формы-ладони (чжан 掌), комплексы движений (тао лу 套路), работа с разного вида оружием (ци се 器械), приёмы захватов (цинь-на 擒拿), борьба (шуай цзяо 摔跤), толкающие руки (туй-шоу 推手), спарринг (сань-шоу 散手). Также стоит обратить внимание на тот факт, что в русле цельного боевого искусства можно выделить три течения. Это изучение форм, изучение боевого применения и раздел воспитания жизни (ян-шэн 養生), в последний входят различные методы укрепления здоровья бойца, технически и концептуально связанные с традиционными даосскими воззрениями на человека.

Существует один специфический вид тренировки — хождение по кругу (цзоу юань 走圆), который традиционно полагается обязательным на всех стадиях обучения, и при этом является самым начальным видом тренировки. Можно сказать, что хождение по кругу —  квинтэссенциея ба-гуа чжан, а также его визитная карточка.

Не смотря на важность хождения по кругу, подробный биомеханический анализ этого тренинга в доступных источниках обнаружен не был. Постараемся частично восполнить этот пробел. При таком анализе необходимо учитывать, что во время хождения по кругу могут отрабатываться разнообразные виды шагов и движений руками, но в короткой работе проанализировать всё не представляется возможным, поэтому для рассмотрения вопроса выберем именно самую базовую форму - «однократно сменяющуюся ладонь» (单换掌, дань хуань чжан), с которой и начинают обучение.

Примечание: каждая линия ба-гуа чжан обладает своей терминологией, и одинаковыми названиями могут обозначаться разные движения, а разными — одинаковые. Поэтому в данной работе специфическая терминология будет приводиться в традиции линии Ши ба-гуа чжан, если это специально не оговорено.

Перейдём к описанию движения.

Сразу необходимо отметить, что оно соединяет в себе одновременно статическую и динамическую нагрузки. Ноги при его выполнении совершают шаги по кругу диаметром приблизительно в два шага (динамика), а руки, корпус и голова — остаются неподвижными (статика).

Примечание: в традиционных китайских боевых искусствах языковыми средствами стойки и шаги не различаются и обозначаются одним и тем же иероглифом -步 (бу), который в пиктографической записи (период цзя гу вэнь, ок. XVвека до н.э., первые формы фиксированных на костях животных иероглифов) изображает следы  идущих ног (см. рис. слева от текста). Выделение в учебном процессе фиксированных поз-стоек носит обычно методический характер. Один из афоризмов линии Ши гласит (автор Ян Жун-бэнь): 宁要走錯万莫停,故一頓即輸。 Лучше неправильно ходить, чем останавливаться, потому что как только остановишься, так сразу и проиграешь. [источник — архивы школы].

 

Краткое описание внешнего вида позиции

На рисунке приводится схема данного положения тела по книге Ди Чжао-луна [6, с. 16] в момент шага.

Сами шаги выполняются естественным движением, но каждая нога в момент её постановки на землю касается серединой внутреннего края стопы воображаемой окружности, при этом продольная ось стопы параллельна касательной к этой окружности. Ступня ставиться на землю сначала пяткой, затем мягко перекатываясь на всю стопу. Пальцы ног слегка согнуты, как бы пытаясь ухватить землю. Во время шагов тело не смещается вверх-вниз, во время любой фазы шага макушка сохраняет своё расстояние от земли постоянным. «Струишься по кругу в обе стороны без конца. Перемещения шагами подобны плывущим облакам и текущей реке.  Никто не обучает опусканиям и подъёмам.» «渾渾園周往复無端,移步如行云流水,莫教低昂» [Ван Юн-чан, архив школы].По мере тренированности шаг становиться всё ниже и длиннее, в связи с эти различают три уровня тренировки шагов — верхний (обычный шаг), нижний (при шагах бедро опорной ноги параллельно земле) и средний.

Таким образом образуются два несимметричных шага-стойки: если внутренняя (ближайшая к центру окружности, внутри окружности) нога находится впереди, а внешняя (дальняя от центра окружности, снаружи окружности) нога — позади, то продольные оси стоп будут образовывать открытый угол, и это положение именуется «открытый шаг» (коу бу 扣步). Если  внутренняя (ближайшая к центру окружности, внутри окружности) нога находится сзади, а внешняя (дальняя от центра окружности, снаружи окружности) нога — впереди, то продольные оси стоп будут образовывать закрытый угол, и это положение именуется «закрытый шаг» (бай бу 擺步).

Положение рук. Обе кисти принимают форму, которая изображена на фотографии. Большой палец противопоставлен всем остальным, собранным вместе, и его кончик находится напротив пястно-фалангового сустава указательного пальца.

Пальцы находятся в слегка согнутом положении, как если бы их предельно распрямили, а затем убрали бы это натяжение. Центр ладони слегка впалый. При этом указательные пальцы обеих рук направленны строго вверх (при этом в палеце возникает лёгкое ощущение натяжения), и такое положение кисти именуется «стоячая ладонь» (шу чжан 竖掌).  «Пасть тигра» (ху коу 虎口) (традиционное название пространства между указательным и большим пальцами) — округла.

Внутренняя (верхняя) рука (ближайшая к центру воображаемой окружности, по которой осуществляется хождение) поднята кончиками пальцев до уровня лба, основание ладони на уровне подбородка. Внешняя рука пальцами располагается под локтевым суставом внутренней, приблизительно на четыре пальца ниже сустава. При этом плечи расслабленны, локти естественно опущены вниз, но не прижаты к телу. Ладони своими рёбрами развёрнуты от тела, так что взгляд не видит мизинца внутренней руки. Обе руки со слегка согнутыми локтями, что достигается сначала полным выпрямлением рук, а затем снятием этого напряжения.

Голова повёрнута к центру окружности. Взгляд смотрит в бесконечность параллельно земле, проходя через пространство между большим с указательным пальцем внутренней руки и далее — через условную ось, идущую из центра окружности вверх. Язык касается верхнего нёба.

Корпус, подобно мокрой тряпке, равномерно скручен между головой и тазовым поясом, который в свою очередь не строго перпендикулярен окружности хождения, а немного смещён внутрь. При этом за счёт подсогнутых ног копчик движением таза (ретрофлексия) подаётся слегка вперёд, а поясничный лордоз выпрямляется, одновременно с этим макушка головы подаётся вверх («подвешенность макушки»), за счёт этого достигается незначительное распрямление шейного лордоза. Таким образом достигается равномерное распределение ротационной нагрузки на осевые структуры тела.

Живот расслаблен и принимает основное участие в дыхательном акте. За счёт этого требования реализуется релаксация верхне-грудной мускулатуры, а амплитуда движения диафрагмы увеличивается.

В процессе тренировки хождение выполняется как по так и против часовой стрелки одинаковое количество времени. «Каждая поза может быть правой и левой, поэтому обладает гармонией.»  «勢勢可左右得其平衡»[Ван Юн-чан, архив школы]

В заключении описания внешнего вида базовой позы приведём семь первых из 36 наставлений Ди Чжао-луна, имеющих непосредственное отношение именно к данному положению тела.

Перевод 八卦掌三十六
歌诀释秘
1 Голова стоит прямо, челюсти сомкнуты, корпус прямой.
Поясница оседает, живот наполнен, шаги пустые и полные.
Опущены плечи, свешиваются локти, рука вытянута вперёд.
Скручены запястья, выставлены ладони, вытянут указательный палец.
头顶颌勾身正直,
塌腰鼓服虚实步,
沉肩坠肘伸前臂,
扭腕挺掌食指拉。
2 Одна рука вытянута, другая согнута,
Глаза смотрят в пасть тигра вытянутой руки.
Вытянутая рука надавливает на лук, согнутая рука натягивает тетиву.
Подобно «натягиванию лука, чтобы выстрелить в большого беркута».
一臂伸推一臂屈,
眼向伸臂虎口瞧,
伸臂推把屈拉弦,
好如弯弓射大雕。
3 Пасть тигра округла, середина толкающей руки с впадиной.
Натянуты пальцы, вытянуты ладони, пальцы торчат вверх.
Толкаешь лук, натягиваешь тетиву, растягиваешь грудь и лёгкие.
Ходи с согнутыми коленями – так натренируешь ноги.
虎口圆撑掌心凹,
拉指挺掌指上翘,
推把拉弦扩胸肺,
屈膝躬步练腿功。
4 Согнуты колени, наклонены бедра и словно ступаешь по грязи.
Внешняя нога огибает, внутренняя идет прямо, так ходишь по кругу.
Поясница скручена, таз опущен, анус подтянут.
По виду словно толкаешь и вращаешь большой жернов.
屈膝躬腿蹚泥步,
外扣内直走圆圈,
扭腰塌腰把肛提,
形如推磨团团转。
5 Скручиваются и поясница, и шея, поясница оседает, живот наполнен.
Согнуты колени, наклонены бедра, пальцы ног хватают землю.
Корпус вращается вслед за шагом, рука следует скручиванию тела.
Сочетаешь вдох с вбиранием при трансформации, выдох с выпусканием при атаке.
扭腰扭颈塌腰鼓腹,
屈膝躬腿脚趾抓地,
身随步转手随身扭,
结合呼吸化纳吐攻。
6 Когда тренируешь ладони, корпус не склоняется в сторону.
Нельзя ни наклоняться вперед, ни отклоняться назад.
Скручена поясница, низ живота словно прилипает к бедрам;
Шагаешь низко к земле, тело устойчиво.
走掌身躯莫倾斜,
前俯后仰都禁忌。
扭腰小腹紧贴股,
步履沉势身平稳。
7 Тренируешь каждую фигуру, выполняя её вправо и влево.
Ходишь по кругу взад и вперед, не рассеиваясь и не останавливаясь.
Сначала добивайся устойчивости в каждом движении.
Все чудесные превращения возникнут из того, что хорошо знакомо.
势势动作左右练,
循环往返不散顿,
先向稳实求平正,
神奇百变熟中生。

Характеристика положения и движения с точки зрения механики

С точки зрения биомеханики «хождение по кругу» является ходьбой, т. е. «сложным циклическим локомоторным действием, одним из основных элементов которого является шаг» [3. с. 389]. Но также существуют несколько отличий от обычной ходьбы, которые уместно будет рассмотреть, расположив их в таблице.

Обычная ходьба Хождение по кругу
Шаги правой и левой ногой симметричны Специфика шага каждой ногой зависит от её соотношения с центром окружности
Общий центр тяжести совершает циклические колебания в вертикальном направлении Общий центр тяжести сохраняет расстояние до земли постоянным
Опорная нога слегка согнута По мере тренированности опорная нога должна сгибаться всё сильнее, общий центр тяжести должен располагаться всё ниже
Руки совершают движения в противоположных движениям ног направлениях Руки неподвижны

Подробный биомеханический анализ всех фаз хождения по кругу требует тщательного изучения, поэтому для упрощения задачи в рамках данной работы остановимся на описании одной статичной фазы данного комплексного движения, а именно на том моменте, когда передняя нога уже полной стопой коснулась земли, но вес тела ещё не начал перемещаться вперёд. Такое положение называется «пустой шаг» (сюй бу 虚步), так как передняя нога ещё не несёт вес тела, является «пустой». Отметим, что в некоторых направлениях как ба-гуа чжан, так и других традиционных китайский боевых искусств, практикуется тренировка именно по неподвижному нахождению в указанных фазах шага, т. н. столбовое стояние (чжань чжуан 站桩), что обуславливаться необходимость выработки устойчивости бойца, а также используется в оздоровительных целях (ян шэн 養生).

Учитывая несимметричность фаз-шагов при хождении по кругу проанализируем две разновидности «пустого шага»: пустой закрытый шаг и пустой открытый шаг, предварительно отметив их общие моменты.

Общие моменты:

.

  • действующие силы: к действующей внешней силе относится сила тяжести, которая уравновешивается  активными (сократительная сила мышц) и пассивными (эластичная тяга соединительно-тканных образований — фасций, связок и т.д., сила сопротивления костей и хрящевой ткани) внутренними силами.
  • место положения общего центра тяжести тела: вертикальная проекция ОЦТ располагается на площади, ограниченной ступнями, вплотную к опорной ступне. По мере тренированности ОЦТ опускается всё ниже.
  • характеристика площади опоры: площадь опоры располагается между стоп, однако в закрытом шаге она будет больше, нежели в открытом.
  • вид равновесия тела и степень его устойчивости: безразличное устойчивое равновесие — при  малом отклонении тела, оно остаётся в равновесии

Работа двигательного аппарата

Поскольку в открытом и закрытом шагах взаиморасположение частей тела отличается, то, по возможности, рассмотрим эти два шага раздельно, предварительно указав на общие моменты.

Положение отдельных звеньев в суставах

Общие моменты: внутренняя рука отведена до горизонтального положения и осуществляет внешнюю ротацию, слегка согнута в локтевом суставе (ок. 10°) и значительно в лучезапястном (ок. 70°), супинирована; внешняя рука приведена, согнута в локтевом сустава (ок. 120°) и лучезапястном (ок. 70°), пронирована; пальцы естественно выпрямлены. Голова ротирована в сторону внутренней руки, примерно на 60° от центрального положения. Опорная нога согнута (конкретные углы зависят от тренированности). Плоскость сгибания коленного сустава приблизительно параллельна срединной линии соответствующей стопы.

Закрытый шаг: носок опорной ноги направлен внутрь от срединной плоскости таза приблизительно на 10°-15°, носок передней (пустой ноги) направлен внутрь от срединной плоскости таза приблизительно на 60°.

Открытый шаг: носок опорной ноги направлен кнаружи от срединной плоскости таза приблизительно на 10°-15°, носок передней (пустой) ноги направлен кнаружи от срединной плоскости таза приблизительно на 60°.

Обратим внимание на тот факт, что при открытом шаге горизонтальный угол между тазовым (ось, проведённая через тазобедренные суставы) и плечевым поясом (ось, проведённая через плечевые суставы) больше, нежели при закрытом.

Группы основных мышц, обеспечивающие данное положение или движение в суставах и характеристика их активности

В данных положениях, в первую очередь, задействована тоническая, постуральная функция мускулатуры, которая удерживает тело в статическом горизонтальном положении. Постараемся описать основные задействованные мышцы, но при этом будем помнить, что мышца работает не как одно целое, находясь либо в напряжённом состоянии, либо в расслабленном, а как сложная система, лишь часть из которой может быть вовлечена в работу, да и то — с разной степенью интенсивности. Также учтём, что помимо мышц анатомических, которые и описываются в анатомических пособиях, существуют мышцы функциональные — это цепи или последовательности мышц, которые вовлекаются в обеспечение определённого движения. И хотя последние представляют для нас наибольший интерес, мы опишем лишь анатомические мышцы, так как подробный анализ функциональных мышц или мышечных цепей существенно выходят за рамки данной статьи. Заинтересованного именно в этом анализе читателя для начала отсылаем к следующим книгам:

1.  Бюске Леопольд. Мышечные цепи.  Москва. 2011.

2.  Майерс В. Томас. Анатомические поезда. Москва. 2007.

Итак, проведём краткий анатомический анализ.

В нижних конечностях в первую очередь нагрузка ложится на разгибатели бедра, задействованы: ягодичная мышца (m. gluteus),  двухглавая мышца бедра (m. bicepsfemoris), полусухожильная мышца (m. semitendinosus), полуперепончатая мышца (m. semimembranosus). Также работает четырёхглавая мышца бедра (mquadricepsfemoris), а именно самая длинная её головка — (m. rectus femoris), эта мышца не позволяет опорной ноге полностью согнуться (в коленном суставе) и поддерживает стойку. Сгибание голеностопного сустава опорной ноги будут предотвращать в основном икроножная (m. gastrocnemius) и камбаловидная (m. soleus) мышцы. Мышцы «пустой» ноги находятся в состоянии возможной релаксации.

Ротация плечевого пояса относительно тазового и головы реализуется в основном за счёт сокращения наружной косой мышцы живота (m. obliquus externus abdominis)  и наружных межреберных мышц (m. intercostales externi) на стороне, противоположной внутренней (верхней) руке и широчайшей мышцы спины (m. latissimus dorsi) вместе с внутренними межрёберными мышцами (m. intercosales interni)  на стороне внутренней руки, а также за счёт мышц, вращателей позвоночника (mrotatores).

В повороте головы, помимо ротаторов, принимают участие группа подзатылочных мышц и грудинно-ключично-сосцевидная мышца (m. sternocleidomastoideus).

Внутренняя (верхняя) рука расположена в горизонтальном положении и ротирована кнаружи в основном за счёт работы задней части дельтовидной мышцы (m. deltoideus). Сгибание выполняет двуглавая мышца плеча (m. biceps brachii). Стабилизацию лопатки  и прижимание её к телу обеспечивают  большая и малая ромбовидные мышцы (mm. rhomboideus major etminor). В супинации предплечья основную роль играет супинатор (m. supinator). Разгибание кисти выполняют разгибатели большого пальца (mm. extensor pollicis longus etbrevis) и указательного пальцев (m. extensorindicis).

Внешняя (нижняя) рука приведена к телу в основном за счёт большой грудной мышцы (m. pectoralis major). В остальном работа её мышц подобна таковой у внутренней руки.

Особенности механизма внешнего дыхания

Изменение формы и размеров грудной клетки

При открытом шаге грудная клетка испытывает ротирующую нагрузку, что приводит к снижению её объёма и уменьшению амплитуды возможной экскурсии, которая снижается также из-за того, что межрёберные мышцы принимают активное участие в ротации корпуса и не могут участвовать в дыхательном акте в полной мере. При закрытом шаге ротирующая нагрузка на грудную клетку ниже, но также присутствует. Особенно отметим, что «блокирование» реберной эксурсии (подвижности) на разных сторонах тела будет не одинаково и оно будет отличаться для закрытого и открытого шагов.

Изменение положения и подвижности диафрагмы

За счёт ротации корпуса диафрагма подвергается деформации и часть её со стороны внутренней руки будет ограничена в подвижности.

Тип дыхания

Дыхание, согласно традиционным требованиям, должно быть диафрагмальным, по брюшному типу. Реализуется это не только за счёт умышленного контроля практикующим, но и за счёт специфического положения грудной клетки, при котором экскурсия которой затруднена.

Влияние на организм и его части

На кости и их соединения

Мышцы стабилизируют суставы, обеспечивая им адекватное принятой позе положение. По мере тренированности в режиме постепенной адаптации возрастает нагрузка на суставы опорной ноги. Естественно, что для улучшения их адаптации одной статической нагрузки явно недостаточно, поэтому, согласно традиционным требованиям, статическую работу необходимо чередовать с динамической.

На мышцы

В описании выполнения стоек были упомянуты мышцы, которые своей активностью обеспечивают статическое положение тела, но некоторые мышечные последовательности, которые не выполняют статической работы и находятся в состоянии релаксации, за счёт взаиморасположения костей находятся в растянутом состоянии. В условиях статической нагрузки это, безусловно, вызывает активную афферентацию от проприорецепторов (сухожильные тельца Гольджи, мышечные веретёна  и пр), однако, в условиях динамической работы мышца, которая была предварительно растянута, менее ригидна чем мышца,  бывшая просто в покое (тиксотропия) [2, с. 62], что в условиях боя имеет практическое важное и, порой, решающее значение.

На другие органы

Основное и очевидной влияние будет оказываться на органы грудной (в первую очередь на лёгкие) и брюшной полостей.

В более сжатой части грудной клетки, вероятно, большее число альвеол будет спадаться, что будет вызывать образование артерио-венозных шунтов, тогда как в другой альвеолы будут более расправлены, что увеличит площадь газообмена. Возможно, что такая попеременная нагрузка на разные части лёгких может улучшать их функциональную активность и предотвращать венозный застой малого круга кровообращения.

Стоит особо отметить, что брюшное дыхание способствует улучшению подвижности внутренних органов друг относительно друга, поддержание которой — залог нормального их функционирования [1]. Его (дыхания) особенностью будет то, что при разном типе шага-стойки (закрытый или открытый) разные части диафрагмы будут более подвижны и будут осуществлять несимметричное давление на брюшную полость, смещая весь комплекс расположенных в ней органов не только по обычной вертикальной оси, но и по горизонтальной, что в повседневной жизни достигается редко, тем самым осуществляя массаж внутренних органов.

Выводы

Статическая тренировка описанной в работе позы оказывает влияние на большинство систем организма, улучшая их функциональную активность. Однако, необходимо учитывать, что для адекватного развития адаптационных возможностей организма её необходимо чередовать с динамической тренировкой, а в статическом тренинге использовать как левосторонние положения, так и правосторонние, для симметричного воздействия на организм, естественно соблюдая правило трёх П: постоянно, постепенно, посильно.

Взгляд с позиции классической йоги

Вспомним классическое определение асаны, которое приводит в основополагающем для йоги трактате «Йога сутра» Патанджали: «46. (2) Асана есть неподвижная и удобная [поза].» [4, с.143]. В том же тексте развивается идея о том, что асаны являются одним из средств реализации главной цели йога, которая указана в самом начале текста: «1.(1) Йога есть прекращение деятельности сознания.» [там же, с. 87].

Таким образом, с концептуальной точки зрения описанная в работе поза тела может быть в йогическом дискурсе названа асаной по формальным признакам. Внешний вид её как непривычной для практики йоги является лишь следствием стереотипного восприятия данного культурно-телесного феномена, но, тем не менее в йогическом дискурсе её можно назвать разновидностью рудрасаны или позы Рудры, которая в классическом исполнении похожа на знакомую все любителям ушу стойку всадника «ма бу» (馬步). Рудра в древнеиндийском собрании гимнов «Ригведа» (около 1700-1100 гг. до н. э., древнейшие религиозные тексты в мире) описывается могучим богом, вооружённый луком и чёрными стрелами, быстро летящий, носящим косу, сопровождаемый Марутами,  божествами бури, ветра, грома и молнии. Примечательно, что Рудра считался как приносящим болезни, так и излечивающим от них, в связи с этим один из его эпитетов — Вайдьянатха (владыка врачей).

Если мы будем анализировать идеологическую составляющую ба-гуа чжан, которая своим истоком имеет даосские воззрения, как имплицитно присущие духовной культуре Китая, то и в этом поле найдём сходство с философией йоги — адепт, практикующий столбовое стояние, должен в сознании достигнуть состояния, в контексте китайской традиции именуемого «у цзи» (無極) или «отсутствие предела», «беспредельное». Это состояние описано в одном из известнейших даосских сочинений — каноне «Дао Дэ Цзин» («道德經», трактат о Пути и Прямодушии), глава 16: «Дойти до предела пустоты, тщательно соблюдай покой!» («致虛極,守靜篤») — ср. цитированное выше «1.(1) Йога есть прекращение деятельности сознания.».

Более подробный анализ сходства и различий философии классической йоги и даосизма выходит за рамки данной работы, цель которой — лишь наметить пути для биомеханического анализа конкретной позы. Проблематика философского анализа немного рассматривается с разной степенью погружения в материал в следующих трудах.

1.  Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. Учение о Пути и Благой Силе. С параллелями из Библии и Бхагавад Гиты. Москва. 2003.

2.  Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: древний Китай и Индия. Москва. 1992.

3.  Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. Москва. 2012.

Литература

1.  Барраль Ж.-П., Мерсьер П. Висцеральные манипуляции. Москва. 2005.

2.  Гаже П.-М., Вебер Б. Постурология: регуляция и нарушения равновесия тела человека. Санкт-Петербург. 2008.

3.  Дубровский В.И., Фёдорова В.Н. Биомеханика. Москва. 2008.

4.  Классическая йога. Пер. Островского Е.П. И Рудого В.И. Москва. 1992.

5.  Dietrich Ebert, Physiologische Aspekte des Yoga und der Meditation, Leipzig (VEB Georg Thieme Verlag) 1986.

6.  狄兆龙,高飞. 秘传武当八卦掌.北京, 1996。(Ди Чжао-лун, Гао Фэй. Секретное уданское ба-гуа чжан. Пекин. 1996.)

7.  王公永. 八卦之精妙. (Ван Юн-чан. «Бесподобная сущность восьми триграмм», рукописный архив школы.)

8.  Прочие рукописные архивы школы.

Источник: Лобусов Егор, Ба-гуа чжан линии Ши: некоторые моменты анализа позы // Цигун. №1. 2013.

Автор выражает благодарность Владу Фадееву за ценные консультации по вопросам йоги.

Учебник клуба: 

16 Comments

Аватар пользователя Den77

В методичках, что Егор давал

В методичках, что Егор давал при введении в начальный курс есть интересная статья "Как ушуисту достичь успеха". Там идея о том, что только движение, или только покой- это перекос в развитии. А тихое вдумчивое и осознанное хождение по кругу с отработкой форм является по-видимому сочетанием спокойствия и движения.

Аватар пользователя Den77

Перечитал ещё раз. Но вот что

Перечитал ещё раз. Но вот что интересно. Бывало перед тренировкой после работы усталость сильная, не хочется ничего. И по совету этой статьи прильнуть бы к "благословенной земле" и на диване вздремнуть. Но если через силу себя поставить заниматься, то и бодрость появляется. Усталость, получается разная. И понять какая у тебя усталость тоже нужно уметь, получается так.

Аватар пользователя Den77

В связи с этим интересное

В связи с этим интересное наблюдение: у нас есть секция кендо в Краснодаре. Занимаются там исключительно маханием мечами. Т.е. нагрузки физические и только в начале и конце тренировки немного сидят поджав ноги и спокойно дышат. Так вот, когда приезжают на семинары инструкторы- японцы, они тоже проводят тренировку исключительно в движении и давая наставления на дальнейшую практику не говорят ни о каких внутренних работах или что то похожее на управление натяжением. Но подмечено, что они в отличии от наших бойцов и мечом машут как то легко, не только на мышцах и усталости у них не особо наблюдается. И получается, что уже в самой работе с мечом они управляют натяжением как мы в Багуа. И для всех местных это просто рубилово мечом, а для японцев тихая спокойная работа со своим телом. Инструктор провел тренировку и натяжение урегулировал, а ученики мышцы покачали. Правда только те ученики, которые играют в Конана- варвара. 

А по позе, как есть отработка в Багуа позы в статике, так же и основная поза в кендо тоже распределяет натяжения равномерно. Это так, к слову.

Аватар пользователя Den77

Хождение по кругу- визитная

Хождение по кругу- визитная карточка Багуа. Но если стесняют условия квартир, а выйти на улицу не всегда есть возможность, то приблежение к кругу- элипс например- также по идее работает. Такая же идёт работа суставов и мышц, такое же взаимодействие. Ведь мы уже давно договорились, что в самом круге нет ничего мистического, как иногда говорят про Багуа.

Аватар пользователя Den77

К вопросу о махании мечами и

К вопросу о махании мечами и сочетании спокойных практик для гармоничного развития. Смотрел наставления японских мастеров по владению катаной. В начале упражнения надобно "активировать меч", настроится на работу. В конце заниятия нужно "усмирить дух меча" и вернуться к нормальному состоянию. Вот так подчёркивается важность вхождения в гармоничное состояние. Видимо, чтобы предотвратить ситуацию, когда куча раскаченных на махание мечом адептов, вываливается после тренировки из додзе с настроением продолжить мясорубку уже на улице. Очень сочетается с указанием в статье  http://moonreflection.ru/publ/3-1-0-13 на то, что те, кто занимается только движением и не приводит чувства к покою вспыльчивы и страдает сердце. 

И в связи с этим, по моему наблюдению, хождение по кругу по основной ладони сочетает как раз движение и покой в ОДНОМ упражнении. И выполняя только уже его, мы гармонично можем развиваться. Тогда как при более агрессивных боевых искусствах, надобно специально после занятий утихомирить свой дух.

Тем более, если я правильно понял Егора, то корость хождения и отработки можно как ускорять до боевого ритма, там и замедлять по типу медленных движений как в тайцзи.

Аватар пользователя sergei_sh

Насколько я понимаю - не

Насколько я понимаю - не только между ладонями. Я чувствую "натяжение лука" также и дальше по рукам, вообще в плечевом поясе. Да и на всю позу вроде бы влияет.

Аватар пользователя 中和 zhōnghé

無機

無機 уцзи переведено как - "отсутствие предела". 機 цзи это "механизм".