К вопросу общих моментов между телесно-ориентированной психотерапией и традиционным боевыми искусствами.

Тезисы для конференции «Интегративная медицина». Год 2010 плюс-минус.

К вопросу общих моментов между телесно-ориентированной психотерапией и традиционным боевыми искусствами.

Двадцатый век – время расцвета различных школ и систем телесно-ориентированной психотерапии (далее ТОП),  последовавшего за фундаментальными открытиями вначале Фрейда, Юнга и др., а затем  Райха, Лоуэна, Александера, Фельденкрайза и пр. Не смотря на несводимость направлений ТОП в единую систему или концепцию, они продолжают развиваться, так как на практике доказывают свою высокую эффективность, а, зачастую, и преимущество перед традиционными методами коррекции организма при различных заболеваниях. Также отметим высокую значимость в системе ТОП самого оператора (психотерапевта, врача, инструктора и т.д.), его способностей и личностного роста. Зачастую эта роль превосходит даже значение конкретной системы или методологии ТОП при лечебно-корригирующей работе.

Кроме того, в двадцатом веке происходит более тесное знакомство Запада с различными «телесно-ориентированными» традициями Востока в общем и Китая в частности. Не берясь даже все их перечислить, остановимся на традиционных для Китая боевых искусствах (далее БИ). Кратко упомянем существующие их разновидности (не вводя оценочные модальности): театрально-зрелищные (кинематограф, различные шоу), спортивные (показательные выступления, поединки), оздоровительные, прикладные (войсковые, полицейские), традиционные (особая кланово-семейная форма существования с передачей традиции от учителя к ученику, ритуальная и текстологическая традиция, историей и собственной мифологией). На настоящий момент, как было выявлено во время полевых исследований в Китае, последний вид (традиционный) наименее заметен на общем фоне, но именно он несёт мощный потенциал традиции. Однако его исследование значительно затруднено в силу некоторых специфических моментов. Во-первых, стоит языковой барьер, и даже при кажущемся его преодолении выявляются менее заметные, но более фундаментальные искажения при трансляции понятийного аппарата с китайского языка на западные (в т.ч. и на русский). Многие понятия и концепции (ци, инь-ян, у син и пр.) рассматриваемой традиции рождены не в русле основополагающей для западного сознания платоно-аристотелевской логики, а на основе китайской натурфилососфии и учении о символах и числах, и, соответственно, обладают особыми семантическими полями, аналогов которым на Западе не существует, а дефинирование их привычными терминами создаёт неверную по отношению к оригиналу связь между понятиями, т.е. искажает ассоциативные связи. Вторая проблема – закрытость и семейственность таких традиций. Третья проблема изучения БИ – необходимость длительной наработки навыков и умений, а не практика от раза к разу и теоретические построения.

Но, с другой стороны, любая традиция подобного плана в своём развитии отталкивается от человека, строение и функционирование организма которого являются общими для всех представителей вида Homo sapiens sapiens. Исследуя БИ можно обнаружить присущие им имплицитно принципы, переоткрытые (а не заимствованные!) адептами ТОП начала 20-го века, что ещё раз подтверждает идею о том, что внимательное и вдумчивое наблюдение за работой своего организма позволяет лучше понять эту систему и выработать адекватные методы коррекции и адаптации к условиям существования, имеющие значительное сходство в разных парадигмах. Например, 7 сегментов (глаза, рот, шея, грудь, диафрагма,  живот, таз), выделенных Райхом в рамках его терапевтической концепции, в традиции БИ также рассматриваются особо, и существуют определённые техники и установки, которые помогают распустить мышечный панцирь в этих сегментах (если пользоваться терминологией Райха). Характерная для теории и терапии Лоуэна идея о «заземлении» (установление связи с опорой путём направленной работы с ногами и тазом) также характерна и для БИ, в которых присутствует концепция прочной связи с землёй (и в буквальном понимании как почвы или опоры под ногами, и в космологическом – как упрочение связи в триаде «Небо-Человек-Земля»). Причём на построение и осознание такой связи тратится значительное время тренировок. И так далее. Кроме того, сама метафора «боя» может быть рассмотрена шире – как любой конфликт (индивидуальный, межличностный, телесный (драка), вербальный (спор)), а методология проведения боя (высокоскоростной системы ответного реагирования) – как автоматическая технология реализации-разрешения такого конфликта индивидуумом, характер которого (стереотипы реагирования) целенаправленно трансформирован (если пользоваться традиционным для БИ обозначением – переплавлен или перемолот) в сторону личностного роста.

Выводы: изучение языка, контекста культуры и наработка практических навыков, а также демистификация традиционных боевых искусств позволит в будущем осуществить их адекватное использование как проверенного временем метода трансформации характера и личностного роста.

Лобусов Егор.