Чай и психотропные вещества, вызывающие привыкание

Прежде всего, замечу, что, говоря про чай, я имею ввиду не любой чай, понятие о котором весьма широко и включает огромный спектр продуктов: от редкого элитного чая до чая в пакетиках, гранулах и капсулах. Здесь под чаем я буду подразумевать не просто продукт пищевой промышленности, а целостную концепцию культуры потребления, на деталях которой сильно не буду задерживаться, а лишь обрисую в общем виде.

В самом широком смысле в культуре взаимодействия с чаем можно выделить три составляющих. Во-первых, сам чай, или правильнее сказать лист чая. Безусловно, есть определенные требования к чаю. Так, в первую очередь чайные листья должны быть качественные и свежие. Всегда нужно помнить, что сорванные с куста листья проходят большой путь, прежде чем попасть на чайный столик. Хорошие чаи готовят вручную от момента сбора листа, его сушки, ферментации и других необходимых операций. Очень много труда вложено в каждую чаинку, и его нужно уважать.

Во-вторых, человек, который принимает чай с почтительным вниманием (в идеале, конечно), вслушиваясь в ответ своего организма на действие чая, в изменившееся состояние восприятия ощутимой реальности.

И в-третьих, среда и обстановка самого чайного действия, которая должна способствовать наилучшему соединению-взаимодействию чая и человека.

Еще оговорка: Предельно упрощая ситуацию, сведу вредные психотропные вещества к трем составляющим: алкоголю, никотину и наркотикам. Особо хочется выделить наркотики. Есть четкое их определение и классификация, причем и определение и классификация существуют медицинские и правовые (юридические). Еще раз подчеркну что, упрощаю ситуацию и к ним отнесу вещества, которые влияют на сферу сознания, не применяются (не вообще, а в частности) с лечебной целью, вызывают привыкание как физическое так и психическое и синдром отмены, а также приводят к разрушению здоровья. Безусловно, под это определение попадают и алкоголь с никотином, но в силу традиции выделим их отдельно.

 ***

На сегодняшний день проблема роста потребления различных психотропных средств проявляется особенно остро. Безусловно, это в первую очередь связано с особенностями развития социальной среды. Интенсивно развивающаяся техногенная сфера жизни тоже вносит свой дополнительный «вклад» в искаженное развитие социальной среды. Интенсификация темпа жизни и нарастание потоков информации зачастую вовлекают сознание человека в постоянное состояние спешки и погони за различными объектами как в материальной сфере, так и в, не менее необходимой, духовной (объекты информации тоже можно отнести к этой сфере). Так в этой погоне и круговороте минует жизнь. И если в традиционных культурах существовали выработанные вековым опытом продуктивные методы замедления и остановки гонки сознания, то в настоящее время вместе со смешением этнических барьеров, урбанизации, унификации и грубого вмешательства техносферы в жизнь человека теряются способы стабилизации человека, достижения им равновесного состояния. Однако такая потребность существует у каждого. Каждый жаждет стабильного счастья. Можно даже сказать, что это одно из проявлений инстинкта самосохранения, присущего человеку как психофизиологической системе. Возможно, здесь и коренится тяга к новому духовному опыту, когда вместе с изменением воспринимающего сознания меняется и мир вокруг нас. Ведь, в конце концов, наш мир – это то, что мы воспринимаем. Это пространство ощутимой вселенной как внешней, так и внутренней. Оставаясь неудовлетворенным существующей ситуацией, индивидуум инстинктивно ищет выход (или вход) в более комфортный мир или, можно сказать, в более приемлемое состояние, которое могло бы заменить неумолимую скачку мыслей и объектов. В такое состояние, где можно быть расслабленным и не решать искусственные задачи, непрерывно самозарождающиеся перед современным человеком. 
В свете этого становиться понятным так возросший в последнее время интерес к различного рода духовным учениям, которые предлагают спасение из этого мира. Однако, идя путем духовности, нужно прикладывать непрерывное усилие для подъема из пучин бренного мира. Вот тут и происходит подмена способа изменения мира (или его восприятия) с помощью своего усилия на быстрый и безусильный метод смены состояния с помощью различного вида психотропных средств. Безусловно, это не единственный психологический механизм тяги к этим веществам, но, возможно, главный. Затем уже происходит физическое закрепление, реализуемое через те или иные биохимические процессы, протекающие как в центральной нервной системе, так и во всем организме.

Не вдаваясь в подробности и тонкости вышеупомянутых процессов, подведу некоторый итог. Итак, существует желание счастья (как некоего стабильного и равновесного состояния или гармонии); современная жизнь с ее непрерывным потоком объектов постоянно нарушает внутреннее равновесие, не предлагая адекватных методов внутреннего центрирования (или равновесия); есть способы изменить мир вокруг себя через изменение восприятия, один (назовем его духовный) требует непрерывного усилия, другой (здесь назовем его фармакологический) совершается без усилий, но вызывает массу неблагоприятных изменений в человеке (не будем на них останавливаться, так как они достаточно подробно описаны в соответствующей литературе).

Чем же может в такой ситуации помочь чай? Во-первых, сама традиция потребления чая очень древняя (здесь я говорю о базовой китайской традиции), стало быть, пройдя длинный путь, является как раз универсальным механизмом уравновешивания. Ведь чай начинали использовать именно как средство достижения человеком особого состояния резонанса с окружающей Природой. Как говорится «… только человек, не имеющий страстей, видит чудесную тайну Пути-Дао» (Дао Дэ Цзин, чжан 1). Весь ритуал приготовления, потребления и наблюдения пронизан очень чутким вниманием, которое со временем учит нас отслеживать всё более тонкие процессы, являющиеся отражением каких-то внутренних или внешних движений. Участвуя в этом действе, каждый приобщается к вечному и безымянному началу вещей, очищаясь и шаг за шагом открывая в себе источник существования мира. Именно в этом и заключается внутренняя работа по непрерывному поддержанию усилия внимания, которая и укрепляет наш дух.

Таким образом, использование чая переводит фокус внимания человека внутрь себя и помогает достижению внутреннего равновесия, мало зависимого от внешних обстоятельств. Чай позволяет найти лучший мир, никуда не уходя и ничем себя не отравляя. Конечно, может возникнуть вопрос, а не является ли чай еще одним, более мягким наркотиком? Однозначно нет. Во-первых, во всех традициях (Китай, Тибет, Япония, Монголия, Корея и др.) чай являлся не просто напитком, а сакральным инструментом, шагая рука об руку с духовными учениями, в частности с буддизмом, в котором запрещены вещества, одурманивающие сознание. Во-вторых, чай не вызывает зависимости и синдрома отмены, характерные именно для наркотиков. Еще раз напомню, что речь идет о грамотном и культурном использовании чая.

Также нужно вспомнить, что чай называли лекарством от ста болезней, подчеркивая его мощное действие на укрепление физического здоровья, которое в настоящее время ослабляется в том числе и от всевозможных ядов, находящихся в воздухе, воде и еде. Чем чище организм, тем с большей чувствительностью и протестом он будет реагировать на грязь. «Чистый» организм не захочет ни курить, ни потреблять алкоголь. В этом видна сильная профилактическая роль чая. Но и как средство лечения различного рода токсикоманий чай идеален, так как он, во-первых, поставляет в ослабленный организм целый спектр витаминов, нормализует артериальное давление, усиливает иммунитет, во-вторых, обладает проясняющим сознание действием.

Подводя итог этому короткому и неполному обзору, отмечу уникальную роль культуры употребления чая как мощного инструмента поддержания психофизического здоровья социума через здоровье его отдельных представителей.