Хотел про это написать, однако наткнулся на уже готовый текст, с позициями которого полностью согласен, поэтому привожу его полностью.
Из книги: У Цзинь, Ван Юншэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу И» (У Цзинь, Ван Юншэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу И». Москва. 2001., стр. 52-54.).
24. Как охарактеризовать связи между учением китайской медицины и учением цигун?
В последние годы можно часто видеть, что в книгах и периодике по цигун китайская медицина и цигун смешиваются. Существует мнение, что цигун является составной частью китайской медицины, полагают также, что теория китайской медицины и есть теория цигун... Мы не можем разделить эти точки зрения. Мы считаем, что учения китайской медицины и цигун тесно связаны, но они имеют и различия. Рассмотрим этот вопрос с разных сторон.
1. С точки зрения концепций китайской медицины и цигун, китайская медицина является дисциплиной, использующей китайские традиционные медицинские теории и нацеленной на предотвращение и лечение заболеваний. Традиционные лечебные методы китайской медицины включают китайскую фармакопею, иглоукалывание и прижигание, обычный массаж-туйна, точечный массаж-аньмо, цигун «вскармливания жизни» и многое другое. Цигун является одним из терапевтических методов китайской медицины, назначение которого заключается в профилактике и устранении заболеваний, укреплении телесного здоровья, увеличении силы семени-цзин, продлении жизни и достижении долголетия. Такие широко распространенные ныне системы, как новая противораковая ци-гун-терапия, «вскармливающий цигун шести иероглифов», динамические упражнения «парящего журавля», динамические упражнения «игры пяти животных», относятся к подобным лечебно-оздоровительным методикам. Цигун далеко не ограничивается рамками этой категории. Различных категорий цигун очень много, например, всем хорошо известное ушу, жесткий цигун, легкий цигун, есть еще ряд видов цигун особых возможностей, например, в китайском даосском и буддийском гунфу существует много методик цигун для раскрытия интеллектуальных сил, роста особых качеств материального свойства, появления паранормальных функций. Такого рода цигун весьма затруднительно отнести к китайской медицине. Поэтому знаменитый китайский мастер Чань Синь дал цигун следующее определение: «Это не только искусство лечения, оздоровления, вскармливания жизни, достижения долголетия, увеличения возможностей организма, стимулирования его энергетики, раскрытия интеллекта, демонстрации чудес, нацеленное на раскрытие возможностей и закалку психики и тела, одновременно совершенствующее природу-син и жизненность-мин, но еще и наука, связанная со многими дисциплинами. Она затрагивает области общественных, естественных, военных, медицинских и многих других наук. Она включает математику, физику, химию, астрономию, географию, геологию и генную инженерию, а также области промышленности, сельского хозяйства и другие. Она является также одним из современных высоких искусств». Очевидно, что связи концепций китайской медицины и цигун разветвляются и вовсе не предусматривают субординации. Это может пролить дополнительный свет на последовательность закалки посредством цигун и эффект от нее.
Процесс закалки в цигун можно разделить на четыре этапа- закалка для закладывания основы, закалка семени-цзин для ее претворения в пневму-ци, закалка пневмы-ци для ее претворения в дух-шэнь, закалка духа-шэнь для его возвращения в пустотность-сюй, из которых складываются три ступени. Закалка для закладывания основы и закалка семени для претворения в пневму входят в гунфу начальной ступени, второй шаг в итоге предусматривает культивирование и подкрепление прежденебес-ной изначальной пневмы, гармонизацию инь ян внутренних органов цзан и фу, раскрытие меридианов и коллатералей организма и т.п., и только завершив этот второй этап, можно добиться профилактики и лечения заболеваний. В целом можно сказать, что наибольшая часть лечебно-оздоровительного цигун принадлежит этой первой ступени. Закалка пневмы-ци для ее претворения в дух-шэнь и закалка духа-шэнь для его возвращения в пустотность-сюй в системе цигун принадлежат к гунфу средней и высшей ступеней соответственно, по завершении второго шага может усилиться интеллект, могут появиться особые способности, это уже не относится к китайской медицине.
2. С точки зрения способов познания, выработанных теорией китайской медицины, эта теория имеет одну экспериментальную базу, а именно личный телесный опыт и переживание просветления, обретенные мастерами цигун высшей ступени в особых состояниях при занятиях ци-гун', непосредственным порождением такого экспериментального опыта стало учение о меридианах-грин и коллатералях-ло, это то, о чем говорится: «Во внутреннем пространстве есть тоннели, мысленно обращающий взор в себя может осветить и исследовать их» (Ли Шичжэнь, «Исследование непарных меридианов восьми пульсов-май» - «Ци цзин ба май као»). В теории китайской медицины происхождение учений о семени-цзин, пневме-ци и духе-шэнь, диагностике по символам/образам органов цзан, взаимном отклике Неба и человека, инь ян и пяти элементах имеет тесную связь со способами познания, присущими цигун. Как только появился этот ряд теорий, одновременно возникла и теория цигун, применяемая для руководства практикой совершенствования и закаливания. Поэтому теория китайской медицины и теория цигун взаимопроницаемы. Разумеется, им присущи и разные предпочтения, касающиеся конкретного применения.