Беседа четвёртая. О прежненебесном и посленебесном

Врождённая (прежненебесная) получается от родителей, приобретённая (посленебесная) - в течении жизни от питания и дыхания. Вместе они образуют изначальную ци (юань ци) организма, израсходовав которую человек умирает. И, если прежненебесная ци определяет норму реакции, то есть приблизительную длину жизни и её качество, то посленебесная меняет эти факторы только в пределах нормы реакции. Здесь видим параллели прежненебесной ци и наследственного материала, хранимого в хромосомах.

Медицина, в том числе и китайская, может влиять на посленебесную ци, исправляя её и излечивая организм. Однако, если нарушения в прежненебесной ци, или её количество мало - лечение не принесёт больших результатов.

Всё это касалось обычного функционирования человеческого организма. А теперь несколько слов и поправок о связи ци с различными психофизическими практиками.

Первое: при подобного рода практиках становится возможным получать ци из воздуха и пищи более эффективным способом, кроме того, появляются дополнительные возможности для получения ци из окружающего пространства. Естественно возрастает и эффективность использования ци организма.

Второе: однако это касается в первую очередь посленебесной ци, а, стало быть, не может в корне повлиять на прежденебесную ци, и, как следствие, на продолжительность жизни.

Собственно на основе этого можно условно разделить практики на поверхностные (посленебесные) и глубокие (прежденебесные), или, как часто говорят, добавляя оценочную окраску - профанические и истинные.

Большинство популярных систем цигун, боевых искусств и т.д. работают именно с посленебесной ци, естественно меняя функционирование человеческого организма, но не принципиально.

Существуют традиционные методики глубокой работы с прежденебесной ци, которые мало освещены и, в силу своей сложности и, часто, непонятности - непопулярны. В частности, традиционная, так называемая, внутренняя даосская алхимия направлена на преобразование именно прежденебесной ци. Кстати именно поэтому её название переводят как алхимия - то есть превращение одного в другое.

В глубоких (под глубокими здесь я имею ввиду вышеупомянутую дефиницию) традиционных школах конечно же присутствует и работа с посленебесной ци, но как второстепенная, дополнительная и подготовительная, тогда как в поверхностных она является основной.

В силу особых обстоятельств именно поверхностные техники широко распространены, формируя самостоятельные системы, либо вырываясь из контекста традиции.

«В настоящее время наметился процесс секуляризации «внутренней» алхимии, поскольку именно ее методы и упражнения образуют знаменитую и весьма популярную в Китае и за его пределами систему психофизической регуляции ци гун (работа с пневмой-ци). Здесь «внутренняя» алхимия выступает в чистом виде психотехникой с минимализированной связью с доктриной и философией даосизма, присутствующими в ци гун лишь имплицитно. Именно бум ци гун в Китае 1980 – 1990-х годов стимулирует издания и переиздания классических текстов по «внутренней» алхимии.» (цит. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. С-Пб. 2005. стр.248.)