Статью «Бесподобная сущность восьми триграмм» написал господин Ван Юн-чан.
Струиться по кругу в обе стороны без конца.
Перемещения шагами подобны плывущим облакам и текущей реке.
Никто не обучает опусканиям и подъёмам.
Раскрытия и соединения как ритм игры на флейтах и струнах.
Каждая поза может быть правой и левой, поэтому обладает гармонией.
Ни в одном месте нет напряжения, поэтому можно быть оживлённым.
Вдох и выдох – складны; сущность и дух – сосредоточены.
Быстро, а не рассеиваешься; медленно, а не останавливаешься.
Главными ладонями тренируют тело; тело наполнено, и использование комфортно.
Рассеивающими руками тренируют принцип; принцип понят, и сердце вольно.
Начинаешь с формы и стремишься к принципу.
Продолжаешь размышлять и трансформируешь форму.
Руководствуясь принципом тренируешь форму.
Пройдёт время, и сам сможешь обрести механизм и силу; и тогда движения рук и тела будут ловкими.
Умозаключения изменят форму.
Пройдёт время, и сам сможешь от частного переходить к общему; и тогда изменения будут исходить из сердца.
Мягкое может одолевать твёрдое.
Необходимо чтобы внутри мягкого хранилось твёрдое – и это именуется идеей о том, что защита внутри содержит атаку.
Твёрдое может одолевать мягкое – и это именуется идеей о том, что атака внутри содержит защиту.
Я следую спине человека и любое место могу атаковать.
Воздержись от атаки ясной рукой.
Прямое и обратное порождают друг друга, поэтому в любом положении могу обороняться.
Защищай важнейшее, следуя положению.
Для победы вначале защитись и, вобрав в себя, используй технику шагов.
Если недостаточно использование техники рук и шагов – одновременно с этим используй технику тела.
Использование этих трёх методов – то, что главное.
Но для оформления положения используй разум.
Спутывание необходимо надлежащим образом координировать.
Корень – в пояснице.
Движений поясницы – 70 процентов, всего остального – 30 процентов.
И поэтому движения тела – мягки, а оживлённость исходит из сердца.
Если положение вынуждено, то тело ведёт шаги.
Если положение просторно, то шаги ведут тело.
Одно двигается, и нет ничего недвижимого.
Пять форм вместе проявляются.
Есть и вытягивание, есть и собирание.
Прямое и обратное взаимопорождают.
Внимательно наблюдай за формой и соразмеряй положение.
Пристально выискивай малейший недостаток в обороне.
Рука пришла – рука откликается.
Нога пришла – нога откликается.
Кажется, отступаешь, но полнишься наступлением, мягкое тело виляет веслом.
Искривлённое внутри содержит прямое.
Используй силу, чтобы удлинить форму тела.
Откликайся его изгибам и побеждай его вытягивание.
Опирайся на его раскрытие и используй его соединение.
Длинная рука, но использование короткое.
Короткая рука, но использование длинное.
В горизонатльном содержится горизонтальное.
В вертикальном содержится вертикальное.
Всегда надо помнить о том, что шаги создают треугольник.
А руки образуют скрещивание.
Когда нет атаки – есть защита.
Не нужно впустую двигаться.
Сознание сконцентрировано.
Нужно один, не нужно два; как только есть возможность, сразу бей.
Одержи победу в малом, но победи корень.
Склонись к мудрости, а не к доблести.
Наблюдай его движения и поймёшь его покой.
И затем через движение поражай покой.
Искусный бой – бой без силы.
Дай ему то, что он хочет и возьми то, что ему не нужно.
Основывайся на действиях другого человека, а не на своих идеях.
Различай возможное и невозможное.
Тот занят, я спокойно подожду.
Овладею его принципами.
Узнаю его ритм и, не смотря на любые условия, буду главенствовать в действиях.
Вместе с этим имеется ещё одна песня, в которой говорится:
Сам подобен плывущему дракону и взмывающему в небеса гусю. Непрерывно без остановок – это и есть настоящая работа. Кружишь в каждом положении, и след не уловим. О косом и поперечном, наступлении и отступлении, смеясь, здесь поговорили.
© Перевод: Лобусов Е.
Условно закончен 22 января 2008 года