Стояния столбом, большое дерево и т.д.

Зачастую в среде практикующих слышишь в ответ на любой вопрос: «Заниматься надо больше!» Однако я бы не был столь категоричен. Что значит «заниматься надо больше»? Заниматься надо правильно, а если базовые установки ложные, то, сколько усилий не потрать на практику, в лучшем случае это будет праздная трата времени (которого нам и так отпущено ограниченное количество лет), а в худшем – нанесения себе ущерба неверной практикой.

Поэтому на начальных этапах практики необходимо обращать внимание на некоторые мелочи, в противном случае, если фундамент будет возведён неверно, то какой бы дом на нём не был построен, простоит он недолго. И к великому сожалению сегодняшняя масса преподавателей и инструкторов упускают из внимания эти мелочи.

Слишком сильное увлечение «энергетической» или «духовной» стороной дела приводит к значительным искажениям, в силу этого из внимания упускается необходимость верного управления и контроля тела, что наряду с контролем ци и сознания образуют «три кита» верной практики. Тем не менее, телу и его положению должно быть уделено должное внимание, так как, приступая к практике, это первое чем мы можем легко и очевидно управлять. Ведь от положения тела и его расслабленности зависит нормальный ток ци, который не образует определённые контуры (каналы) в какой-то там «параллельной вселенной» или «энергетическом теле», а двигается непосредственно в нашем теле. И неверная поза может существенно нарушать это ход, приводя к дискомфорту и заболеваниям.

Для примера рассмотрим практику «большого дерева». Вовсе недостаточно будет ровно встать, руками обнять шар, представить себя деревом и всё. Мы должны точно выровнять положение тела, начиная с ног, которые в прямом и переносном смысле будут нашими корнями. Важнейшим условием является распределение веса на стопе таким образом, чтобы максимум приходился на точку «бьющий ключ» («юн цюань»). В таком положении достигается наиболее устойчивое стояние, если же вес отклоняется к пятке, тогда будут напрягаться мышцы голени передней группы, а если вес отклонён к носку – то напрягаться будут задние мышцы (в частности, икроножная, болезненность которой после практики вовсе не означает «чистку каналов», а свидетельствует о неверном положении тела). Колени ни в коем случае не должны быть прямыми, в них должна быть расслабленная согнутость, и они не должны быть завалены внутрь, навстречу друг другу, между ними должно быть ощущение небольшого распирания, как если бы между ними был бы надувной мяч. Коленный сустав так устроен, что сгибаться-разгиваться может лишь в одной плоскости, а нагрузка на сустав в боковых плоскостях, да ещё статическая в течение длительного времени может обладать для него повреждающим действием, которое проявиться не сразу. Требование наличия чувства «распирания» между коленей сохраняет свою актуальность и при положении ног, когда колени направлены немного внутрь. Кстати, «завала» также помогает избежать и центрирование веса на точке «бьющий ключ», а не на бока стопы, что также способствует правильному положению голеностопного сустава. Движение ци по каналам в области суставов затруднительно, поэтому правильное положение суставов, когда мышцы его окружающие находятся в равном тонусе способствует правильному движению ци и помогает, а не препятствует практике.

Также правильно должен быть ориентирован таз. Достигается это двумя методами, первый – движение копчика вниз и вперёд, второе – распрямление поясницы. В результате поясница должна быть прямой (не «сломанной»), а живот – не натянутым. Только при таком положении ци сможет свободно перемещаться через эту область и достигать нижнего киноварного поля. В пояснице не должно быть прогиба, а зад не должен быть оттопырен назад. В таком положении возникают избыточные напряжения в области «ворот жизни» («мин мэнь»), блокируется диафрагма, что никак не будет способствовать накоплению ци внизу, а ци будет или застаиваться в области желудка-печени, вызывая нарушения в этой области, или подниматься в голову, приводя к различным нарушениям, в частности, к феномену «бродячего огня». Обратим внимание на факт, что ножки диафрагмы как раз крепятся к позвоночному столбу в области «ворот жизни» (а также чуть выше и чуть ниже), и разгибание этой области натягивает-напрягает всю диафрагму, через которую, в частности, проходят артерия и вена, кровоснабжающие внутренние органы и ноги, и такое напряжение будет поддавливать эти крупные сосуды, что, в свою очередь, будет нарушать кровоснабжение нижней части тела, и, в том числе, область нижнего киноварного поля. Вот на эту ориентацию таза, к сожалению, многие практикующие вовсе не обращают внимания и стоят со «сломанными поясницами», торчащими задами и напряжёнными животами, дожидаясь результата, которого всё нет.

Также учтём, что весь позвоночный столб и то, что он несёт на себе (ребра, руки, голова и т.д.), начинается именно из тазовой области, и от правильной ориентации таза будет зависеть правильное положение и всего организма.

И так далее можно разбирать прочие тонкости. Сейчас, не вдаваясь в подробности биомеханики, обратим ещё внимание на то, что руки должны быть предельно расслаблены, в том числе и запястья, и пальцы. Руки должны обнимать шар ци, а не вцепляться в него! Всякое напряжение – блок движения ци! Подъём и напряжение плеч вызывает подъём ци и блокирование диафрамы. Зубы не должны быть сжаты, челюсть как бы слегка отвисает, взгляд направлен на область кончика носа, голова расположена так, чтобы не задняя группа мышц шеи, ни передняя не испытывали напряжение. Голова – как весы, если найти точку равновесия, то не надо груза (в данном случае силы мышц) ни на одно плечо весов.
«Большое дерево» не магическая практика, когда достаточно принять некую позу, произнести заклинание и получить результат, это упражнение, это труд, направленный на саморазвитие, и труд это должен быть верным.

Можно сказать, что достаточно правильно поставить тело и ци задвигается само-естественно. Поза должна помогать практике, а не препятствовать. С практикой и опытом мы сможем улавливать всё более тонкие напряжения и расслаблять их, высвобождая ци из плена. Важнейшим условием правильной практики и развития является овладение «большим деревом» в его классическом виде, а не скорейшее его «пробегание» чтобы скорее заняться «высшими космическими ступенями». Дом без фундамента простоит недолго, а дерево без корней – засыхает.

Практическое дополнение.

Можно провести с собой простой эксперимент. Нужно подойти к зеркалу боком, желательно при этом раздеться до пояса или просто оголить поясницу. Затем, стоя боком к зеркалу, закрыть глаза и принять положение тела как при практике «большого дерева», после этого открыть и глядя в зеркало проконтролировать правильность положения. Зад должен быть слегка втянут, поясница выпрямлена, живот не отвисать вперёд, спина ровная, не сутулая, голова – равновесна (не наклонена ни вперёд, ни назад), подбородок не должен быть «утоплен» в сторону шеи. Убедившись в искривлённости своей позы надо её исправить, ориентируясь на зеркало, запомнить ощущения правильной позы и закрыть глаза, постоять немного (минут 3-5), затем глаза открыть, опять поправить. Традиционно роль такого зеркала должен выполнять тот, кто вас обучает, поправляя наши огрехи и понимая, к чему могут приводить такие хронические искажения. Ведь позы для практики (я имею ввиду не только «большое дерево») вовсе не случайное положение тела в пространстве, а выработанная многими поколениями практиков телесная структура, которая должна помогать практике и не вызывать расстройств организма. Верные положения позволяют расслабить мышцы, связки и суставы, наладить дыхание, что уже само по себе обладает оздоровительным эффектом, тогда как хронические напряжения в разных местах ничего кроме усталости и расстройства не принесут. И само собой ничего не исправиться, для этого нужно постоянно прикладывать усилия, но не напряжённые, а расслабленные.
Поэтому утверждение «практиковать надо больше» - неверное, практиковать надо правильно.

update 1.

Некоторые идеи отечественных мыслителей.

Параллельно с дисциплиной умственной мы должны научиться иметь мирное тело. На всякую нашу психическую деятельность отзывается тело, и, с другой стороны, наше телесное состояние в известной степени определяет тип и характер нашей психической деятельности. В своих советах желающим приступить к духовной жизни Феофан Затворник говорит, что одно из непременных условий успеха – никогда не допускать телесного размягчения; будьте, как струна скрипки, настроенная на определенную ноту, без расслабления или перенапряжения; держите тело выпрямленным, плечи отведенными назад, посадка головы пусть будет свободной, все мышцы держите напряженными к сердцу.
Многое написано и сказано о том, как можно пользоваться телом, чтобы развить в себе способность к вниманию; но на общедоступном уровне совет Феофана представляется простым, точным и практическим. Надо научиться быть собранным без напряжения. Мы должны владеть своим телом так, чтобы оно не мешало нашей собранности, а способствовало ей.

Антоний (Сурожский), митрополит. Школа молитвы. Клин. 2003. С. 53-54.

Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения её вовне в настоящем мире. – Посему самим устройством оно совершенно приспособлено к силам души.
Святитель Феофан Затворник. Правослвание и наука. Москва. 2009. С 361.

update 2.

Традиционный дух дзэн.
Если вы пытаетесь достичь просветления, вы создаёте себе карму и карма движет вами, и вы только зря теряете время на чёрной подушке.
Самое важно в практике – это физическая поза и способ дыхания. Нас не так уж беспокоит углублённое понимание буддизма. Буддизм как философия – это очень глубокая, широкая и основательная система мысли, но в дзэн нас интересует не философское понимание. Мы делаем упор на практику. Мы должны понимать, почему так важна физическая поза и дыхание.

Сюнрю Судзуки. Сознание дзэн, сознание начинающего. 2000. с.155.

Форумы: 

Аватар пользователя tortoise

 А можно я задам вопрос,

 А можно я задам вопрос, которым измучила всех инструкторов, у меня сильный Х(икс) в ногах, т.е. есть те, кто косолапят, а у меня ровно наоборот, когда я ставлю стопы параллельно, то колени смотрят навстречу друг другу, для того, что бы их развести, хотя бы до уровня стоп, я практически заваливаюсь на внешнюю сторону стопы, т.е. не о какой центровки речи не идет, и колени выговариваются, стоять так невозможно.  Т.к. травма колена меня не вдохновляет, я выслушала всех, убеждавших, что надо как то приспособиться и выполнить одновременно все условия и стопы параллельно и колени врозь и вес на юн цуань.  И приспособилась.  Стопы я поставила параллельно, НО не внешнюю сторону стопы, а внутреннюю, т. е. внешняя смотрит слегка в стороны, в коленях ЛЕГКОЕ «распирание», но они смотрят друг на друга, а вот вес на юн цуань. Надеюсь, постепенно буду приближаться к идеалу))))
 А с Вашей точки зрения, я правильно решила задачку? А недавно назрел еще один вопрос. У меня грыжа межпозвонкового диска L5S1, 8 мм, гиперлордоз, в январе прошлого года было очень сильное обострение. С ноября начала осваивать практику большого дерева, пока не получалось стоять по долгу, проблем не было, несколько недель назад стало немного получаться, стою достаточно комфортно 40-50 минут, НО при выходе «заклинивает» поясницу, с помощью не сложных движений проблема снимается в течении минуты, но я боюсь, как бы хуже не стало. Возможно есть какая то техника безопасности для подобных случаев? «Хвостик» я подтягиваю (на сколько возможно с гиперлордозом), слежу за этим, живот расслаблен, на сколько я могу судить.  М.б. мне БД, а с ним и все «стоячие» упражнения противопоказаны?(((( А мне только- только начало нравиться.))))) зы: мишка прелесть, мне бы так)))))))зы зы абзацы не отображаются...(((((( 

Аватар пользователя tortoise

т.е. я правильно для себя

т.е. я правильно для себя решила, сначала выставляю стопы, а то что колени смотрят внутрь, не так важно, главное ПОЧУВСТВОВАТЬ распирание, а то что со стороны это никому не видно, это уже не важно.  боль не острая, если не шевелиться, т.е. пока стою, вообще ничего не ощущаю в пояснице, все хорошо,  а когда начинаю выходить, пытаюсь начать двигаться, то при движении боль, не резкая, хотя, наверное, если попытаться сделать сразу с большой амплитудой то будет резкая, наверное,  эксперимент проводить  особого желания нет,  дохожу до подоконника (в позе дерева так и иду)))))))))))) , он у меня на уровне рук как раз, опираюсь на руки и тихонечко начинаю двигать тазобедренными, сначала маленько амплитудой, покачала, покрутила по переступала с ноги на ногу, потом амплитуда больше, больше,   и все проходит, все нормально.  Я понимаю, что по интернету глупо просить консультацию, но если я это своему неврологу расскажу, мне скажут, не стой в такой позе и все, какие проблемы)))))))))) 

Аватар пользователя Den77

Вот если книга "Традиционные

Вот если книга "Традиционные практики Китая" не вызвала никаких эмоций, кроме пары новых моментов (в основном благодаря Егору, который не применёт при обучении вставить слово про правильный столб) то вот читая эти две книги Ван Ся- чжая вначале всё шло нормально, отношение к боевому искусству как в ветке Багуа, что пестует Егор: грубая сила вредит телу, все фокусы с телом- это тупик и не развитие (имелось в виду, наверное, шаолиньское представление, увидев которое в современном варианте автор пришёл бы в "восторг").

Вот суть его трудов, как я увидел " Смотрите на людей, использующих нетерпеливую грубую силу и вы заметите, что все они без исключения хмурятся и имеют напряженный взгляд, громко топают, сначала задерживают дыхание и после этого только применяют силу. А после того, как они закончили, вы услышите звук глубокого вздоха, сделанного через рот. Они с трудом могут понять, что только что нанесли сильный вред своей энергии. Иногда они затрачивают десятилетия на занятия, но остаются все такими же неуклюжими. Некоторые люди упорно работают сто дней и достигают большого результата, они могут показать, как неправильно выбранный путь вредит людям." 

 

И во ещё "Они не осознают, что это есть что-то, что развивается неправильным образом, что это вредит здоровью, что от этого нет пользы, что знание физиологии предостерегает против таких практик."

 

А вот пара моментов, вызывающих вопросы, если позволите прямо процитирую:

 

1. Боевые искусство и здоровье- вечный спор с Егором. По его мнению для боя нужно здоровье, если вам нужно просто здоровье, идите в гимнастику.

Однако вот слова автора " Миссия боевого искусства улучшение характера людей, чтобы люди могли позитивно чувствовать, улучшить физическое состояние тела, могли раскрыть свой естественный потенциал. Практикующий будет здоровым, живым и энергичным, что принесет пользу стране и народу."

2. Критика Багуа

" Та же ситуация с Багуачжан. В начале, различались только одиночные и двойные ладони. Позже, из-за того, что знания многих людей были поверхностными, те, кто не понимал значения боевого искусства, создали иллюзорные методы - 64 приема ладони и 72 приема ногами и тому подобное. Это не только бесполезно, но и вредно.

В тайцзицюань отклонения особенны значительные, но, по крайней мере, это не создает такой большой опасности для  доровья. Принципы не идет против физиологии. Но все эти позы и формы бесполезны. Если говорить о классической
теории этого искусства, тексты довольно точные, но, к сожалению, в них нет сути.  Кроме пустых разговоров и слишком сильных обобщений."
 
Видимо, автор имеет в виду, что сначала нужно понять суть, а не гнаться за овладениями всеми формами. А когда поймёшь суть, дух искусства, то будешь сокрушать противника "бесформенно" хоть полотенцем, хоть зубочисткой. И нет нужды учить ката зубочистки и или полотенца.
 
 

3. Уже который из авторов показывает варианты столбов и не говорит в какой последовательности их прорабатывать. Изучив традицию Чжун Юань Цигун (уж не знаю хорошо это или плохо, просто факт) впитал теорию, что начинать нужно со стояния с руками на уровне нижнего котла, потом среднего и наконец верхнего. У многих авторов вижу как основной столб- с руками на уровне груди. А как же последовательное развитие? Этот столб действительно мощный, чувствуешь ци быстрее. Но если нужно чувствовать ци, то держа руки на уровне третьего глаза вообще светло в голове станет. Вот этот принцип преподавания непонятен. Культивируется столб под названием Хунь Юань чжуан- в ютубе есть.

А вот по этой ссылке http://zhengongfu.org/index.php?option=com_content&view=article&id=105&Itemid=117 вообще руки не привязаны к одной точке.

Услышал как то на занятиях позицию Егора по этому вопросу, которая вполне логична: стой с руками на нижнем котле пока не проработается Малый Небесный Круг. Как почувствуешь мощную ци, её движение, переходи на стояние с руками напротив груди. Когда ци пройдёт по всем органам и ты почувствуешь, что она начала идти в голову, тогда стой с руками напротив третьего глаза. 

Это вполне логично, я ожидал такие же рекомендации и в перечисленной литературе, но не нашёл.

 

PS. А вообще труды авторов действительно достойны прочтения. Надеюсь, на этом сайте будет появляться много достойных вещей.

 

Аватар пользователя dimaun

После полугодичного

После полугодичного знакомства со столбами ицюань могу сказать, что они во многом отличаются от столбов в Чжун Юань цигун. Поэтому и вопрос о положении рук  в этих столбах надо рассматривать отдельно. Сравнивать их немного некорректно.
Да и вообще с текстами Ван Сянчжая не все так просто и однозначно... Но это уже другая тема.

Аватар пользователя dimaun

Сами столбы, конечно же,

Сами столбы, конечно же, сравнивать имеет смысл. А вот сравнивать положения рук в них и последовательность их отработки с целью приведения всего к общему знаменателю - вряд ли, потому как цели у этих столбов разные. С моей точки зрения.

К тому же в текстах Ваня Сянчжая было указано, что столбы в ицюане выполняются под управлением Чжэн И 真意. Может быть, Егор сможет более полно раскрыть смысл этого понятия.

Аватар пользователя Den77

Вот ещё мысли в слух, которые

Вот ещё мысли в слух, которые может будут интересны окружающим, а заодно прояснят кое что для меня.

1. Постуральные мышцы (мышцы, поддерживающие тело в пространстве) имеют другую взаимосвязь с ЦНС, нежели другие типы мышц. В йоге мы тоже должны мягко работать с этими мышцами и тогда наступает эффект торможения, как и после дерева.

НО, важный на мой взгляд момент: в дереве нам очень нужно постараться, чтобы "перетянуть" эти мышцы. А вот в асане достаточно легко это сделать, достаточно забыть про совет не тянуться сильно, проводя асану практически без ощущений. А в комментариях можно услышать, что излишне "перетянув" свои связки- сухожилия (тут Егор поправит, что сухожилия не тянуться, а тянуться как раз мышцы) можно добиться обратного эффекта: ЦНС не затормозиться до приятного расслабления, а наоборот к постоянному стрессу добавиться ещё и это напряжение и получится совсем не то, чего хотим.

Так что дерево, по ходу дела, безопаснее.

2. Интересный эффект наступает, когда всё таки отказываешься от музыкального сопровождения при стоянии в дереве. Если с музыкой ты плаваешь на поверхности себя (если так можно выразиться), то в тишине идёт реальное углубление в состояние с всё возрастающей чувствительностью в теле. И тогда чувствуешь, где ещё блоки и "высвобождаешь ци из плена".

3. Учитывая, что Егор много раз говорил о важности расслабленного и наполненного живота при дереве (иначе ци пойдёт вверх и будет "бродячий огонь") возникает вопрос при стоянии в дереве с руками на уровне груди: чувствуется два контура внимания: шар между руками и грудью и теплом в нижнем котле. Это нормально? Или просто переключаем внимание на шар в среднем котле, а потом по окончанию просто вернём шар в нижний котёл и это достаточно для безопасного выполнения?

Третий пункт возник из услышанного разговора одного из инструкторов одной из школ про лечение практика йоги. Там, как выяснилось, ошибка йогина была как раз в постоянной концентрации на среднем котле, без должного возврата в нижний котёл. И у него образовалась неприятная тахикардия.